В КВЦ «Патриот» завершила работу уникальная выставка «Фронтовой рисунок»
Уникальная выставка сформирована из коллекции картин и рисунков Центрального музея Вооруженных Сил Российской Федерации.
Фронтовой рисунок является уникальным памятником искусства, в котором события войны отражены с особым колоритом. За каждым трихом - свидетельство очевидца. Зачастую художники-фронтовики рисовали на том, что попадалось им под руку: картоне, обрывках обоев, листах бумаги.
Представленные рисунки являются своеобразной художественной летописью героических и одновременно трагических событий Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. В 1944 г. в Центральный музей Красной Армии (ныне Центральный музей Вооружённых Сил Российской Федерации) поступили первые 200 рисунков и эскизов. Именно с этих поступлений и началось создание уникальной коллекции фронтового рисунка, которая постоянно пополняется новыми произведениями, достигнув в настоящее время около 2500 тыс. единиц. К сожалению, работ начального периода войны сохранилось очень мало, поэтому каждая из них представляет особую ценность. В основном преобладает карандашный рисунок, как наиболее удобный во фронтовых условиях, но есть работы, выполненные тушью и акварелью.
В первые дни войны на фронт ушло около 900 членов Союза художников, в том числе 215 членов Московского союза. На фронте многие из них занимались маскировкой военных объектов и зданий, а также делали зарисовки эпизодов сражений, портреты бойцов, оформляли плакаты и листовки, боевые листки и т.д. Л.В. Сойфертис три года работал художником газеты «Красный черноморец», был участником обороны Одессы и Севастополя. С.С. Боим работал в Кронштадском доме ВМФ, затем был художником газеты «Красный Балтийский флот». И.Д. Кричевский и В.И. Урин начинали боевой путь командирами частей, а затем как художники армейских газет дошли до Берлина.
Большой вклад в создание художественной летописи войны внесли художники Студии им. М.Б.Грекова: П.А. Кривоногое, В.С. Климашин, В.В. Богаткин, С.С. Беляев и другие, во главе с художественным руководителем Н.Н. Жуковым. Уже в начале зимы 1941 г. состоялся первый организованный выезд художников на фронт - группа студийцев выехала в 16-ю армию К.К. Рокоссовского. Зимой 1942 г. они повторили выезд, но уже в Сталинград: художники рисовали наспех, времени всегда было в обрез - на передовой, в землянке, в окопе, сразу после боя, в медсанбате после ранения.
Фронтовой рисунок охватывает самые различные стороны жизни военных лет: прифронтовую Москву и осажденный Ленинград, горящий Сталинград и разрушенный Курск, бои за изгнание оккупантов из Украины, Белоруссии и других республик, освобождение Европы и Великую Победу. Привлекала художников и повседневность военных будней: фронтовые дороги, военная техника, предметы обмундирования, яростные атаки, последствия вражеских налетов, санитарное и продовольственное обслуживание и многое другое. Первыми творческими отчетами художников-воинов стали фронтовые выставки, затем показы в Музее изобразительных искусств им. А.С. Пушкина, в Государственном Историческом музее, в Государственной Третьяковской галерее, в Центральном Доме Красной Армии имени М.В. Фрунзе. Большинство рисунков стали д ля их авторов богатейшим материалом, основой для работы над монументальными живописными произведениями.