ФГАУ «КВЦ «Патриот»

Первый в мировой практике постоянно действующий
выставочный центр инновационного типа

ТРАНСЛЯЦИЯ

 

Новости КВЦ «Патриот»

17 июля 2023

Морская авиация отмечает 107-ю годовщину со дня образования

Днем рождения российской морской авиации считается 17 июля 1916 года. В тот день четыре гидросамолета отбили атаку немецких летчиков на русскую военно-морскую базу на острове Сааремаа. Две вражеские крылатые машины были сбиты и упали в Балтийское море, остальные две поспешили вернуться на свой аэродром.   

Первые гидросамолеты, или, как их тогда называли, «летающие лодки», были переданы России союзниками по Антанте — Францией и Великобританией, и при этом почти каждая импортная машина имела серьезные недостатки. Отечественному флоту нужны были свои надежные летающие лодки, созданием которых занялся легендарный русский инженер Дмитрий Григорович. Свое детище конструктор назвал М-1 (морской-1). Машина Григоровича была оснащена 50-сильным мотором «Гном» и успешно прошла летные испытания. Однако мореходными качествами М-1 Григорович остался недоволен. И только после пятой модернизации гидросамолет (с тех пор он назывался М-5) отлично показал себя как в полете, так и на плаву.      

Форсированный «Гном» мог разгонять летающую лодку до 105 км/ч. Основным вооружением М-1 был пулемет «Виккерс» калибра 7,62 мм, установленный на специальной балке. Для защиты от вражеских пуль фюзеляж обшили толстой фанерой.  

Одним из самых известных случаев боевого применения летающих лодок Григоровича стала бомбардировка турецкого порта Зонгулдак во время Первой мировой войны. 6 февраля 1916 года 11 русских гидросамолетов потопили в порту сразу несколько немецких сухогрузов, сбросив на них 38 авиабомб. Успешная операция показала, что гидропланы являются грозной военной силой, и вскоре на Черном море была образована первая воздушная дивизия, состоявшая из четырех авианосцев и 32 летающих лодок. 

В период Великой Отечественной советская морская авиация насчитывала около 2,5 тыс. бомбардировщиков и торпедоносцев. Однако в самом начале войны советская морская авиация зачастую использовалась не на флотах, а на суше — для борьбы с наступающими гитлеровцами. Крылатые машины ВМФ поддерживали сухопутные войска в одном строю с фронтовой авиацией. На море наши самолеты в основном вели воздушную разведку, прикрывали базы и суда. 

С 1943 года советская морская авиация была сосредоточена на борьбе с кораблями противника. Морскими летчиками было потоплено свыше 700 немецких военных кораблей, в воздушных боях сбито около 5 тыс. самолетов. В 1944-м авиация Черноморского флота при поддержке подводных лодок и торпедных катеров участвовала в разгроме врага на Крымском полуострове. 

С наступлением в 1950-х годах новой эры в самолетостроении отечественная морская авиация перешла на самолеты с реактивными двигателями. Они были вооружены новыми управляемыми ракетами и торпедами, а оперативность их применения обеспечили первые авианесущие корабли.

В наши дни отечественные самолеты и вертолеты морской авиации продолжают совершенствоваться — летают быстрее, дальше и обладают самым современным вооружением.