ФГАУ «КВЦ «Патриот»

Первый в мировой практике постоянно действующий
выставочный центр инновационного типа

ТРАНСЛЯЦИЯ

 

Новости КВЦ «Патриот»

25 марта 2023

Сегодня отмечается День истребительной авиации ВВС России

Сегодня отмечается День истребительной авиации ВВС России. 25 марта 1916 года был сформирован первый авиаотряд в нашей стране. За 107 лет истребитель превратился в многофункциональную машину, способную за короткий срок уничтожить любого противника.

В 1915 году в России был принят на вооружение специальный тип самолета – истребитель. Первой машиной оказался проект С-16 русского авиаконструктора Игоря Сикорского. Через год, 25 марта 1916 года, начальник штаба Верховного главнокомандующего генерал от инфантерии М.В.Алексеев подписал приказ № 329, в соответствии с которым во 2-й, 7-й и 12-й армиях были начаты формирования первых штатных истребительных авиационных отрядов, соответственно 2-й, 7-й и 12-й.

16 апреля 1916 года подпоручик И.А. Орлов, командир 7-го истребительного авиаотряда, отрапортовал великому князю Александру Михайловичу, что первый русский истребительный авиационный отряд сформирован и готов к выступлению на фронт. Он может считаться первым истребительным авиационным отрядом ВВС, для задач воздушной обороны к этому времени уже имелись истребительные авиаотряды. 25 мая 1916 года военный совет постановил в дополнение к ранее сформированным истребительным авиационным отрядам создать еще девять, присвоив им нумерацию - 1,3,4,5, 6, 8,10 и 11-й истребительные отряды.

В Российской империи достаточно большое внимание уделялось развитию и тактики истребительной авиации. В 1916 г. выходит в свет первое в России «Наставление по применению авиации на войне», в котором указывалось, что целью борьбы с вражеской авиацией «является обеспечение своего воздушного флота свободой действий в воздухе и стеснение таковой противнику». Считалось, что эта цель может быть достигнута «непрерывным преследованием неприятельских аппаратов и их уничтожением истребителями в воздушном бою».

Отдельно стоит упомянуть опыт применения авиагруппы капитана Евграфа Крутеня. Сам летчик-ас был фактически первым, кто обобщил опыт применения российской истребительной авиации в брошюре «Создание истребительных авиагрупп в России». Крутень считал, что успешно решать поставленные задачи могут только храбрые и умелые летчики-истребители, проявляющие на войне максимум активности и обладающие высоким боевым духом. Именно такими бойцами и необходимо было, по его мнению, укомплектовывать истребительные авиагруппы.

Заслугой Евграфа Крутеня была разработка основ тактики истребительной авиации. Вот лишь некоторые положения:

крайне необходимо первому обнаружить противника в воздухе, что даст возможность овладеть инициативой, а значит, принесет успех;

сближаться для атаки нужно незаметно для врага, т. е. преимущественно сзади или используя положение солнца, с той стороны, с которой он менее всего ожидает опасности;

атакующий всегда должен иметь преимущество над противником в высоте, желательно в 500-1000 метров, что обеспечивает быстроту и внезапность атаки, моральное превосходство и значительно уменьшает вероятность ответной атаки неприятеля;

вести огонь наверняка, но в зависимости от скорости сближения с целью лучше всего выдерживать до нее дистанцию в 30-100 метров, так как при нападении сверху нужно оставить себе возможность увернуться от столкновения с аэропланом противника.

Евграф Крутень и сам он на практике блестяще применял эти положения, являясь примером для своих подчиненных, благодаря своему мужеству и профессионализму он сбил несколько вражеских самолетов...