ФГАУ «КВЦ «Патриот»

Первый в мировой практике постоянно действующий
выставочный центр инновационного типа

ТРАНСЛЯЦИЯ

 

Новости Минобороны

26 ноября 2022

Нацеленность на практический результат

Завершился второй сезон комплексной экспедиции Северного флота и Русского географического общества «Помни войну».

Комплексная экспедиция охватила акватории Баренцева и Белого морей. К проведению поиска привлекались 11 судов и катеров Северного флота, общее число задействованного личного состава и гражданского персонала превысило 370 человек, не считая участвовавших в памятных мероприятиях.

Всего обнаружены 21 судно (10 в губе Западная Лица), уточнены координаты шести судов, сняты с карт как необоснованные обозначения семи судов (в том числе нанесённых по историческим документам), идентифицировано обнаруженное в 2021 году судно «Пролетарий», поднят на поверхность танк М3 Lee.

Не исключено, что визуальное дообследование найденных подводных объектов в дальнейшем принесёт новые открытия.

В ходе комплексной экспедиции, второй сезон которой завершился с возвращением в базу гидрографического судна «Николай Скосырев», была выполнена съёмка рельефа дна способом площадного обследования на акватории более 2,3 тысячи кв. км, проведена инструментальная оценка рельефа дна объёмом не менее 18,5 тысячи км. Полученные в интересах изучения Мирового океана материалы будут переданы для пополнения банков океанографических данных.

По результатам экспедиции подготовлен итоговый отчёт и сборная карта, на которой отражены места обнаружения Северным флотом с 2013 года погибших кораблей, судов и самолётов.

К сожалению, основные объекты поиска – транспорты конвоя PQ-17 – в силу объективных причин так и не были найдены, а местоположение считавшихся ранее обнаруженными в экспедиции «Конвой-2003» транспортов Olopana и Alcoa Ranger в координатах, доведённых до мореплавателей, не подтверждено, теперь об этом можно говорить с полной определённостью.

Вместе с тем Северному флоту удалось достигнуть весомых результатов по другим направлениям. Особенно следует отметить обнаружение гидрографического судна «Меридиан», место гибели которого в послевоенной исторической литературе было по неизвестным причинам существенно искажено, а потому поиски его безрезультатно проводились более 70 лет.

Как отметил научный руководитель комплексной экспедиции начальник отдела гидрографической службы Северного флота капитан 1 ранга Алексей Корнис, «в целом все поставленные задачи второго сезона были успешно решены, наряду с укреплением положительного образа Северного флота и Русского географического общества, пропагандой военно-исторических, географических знаний и традиций Вооружённых Сил Российской Федерации получены качественные материалы по исследованию рельефа дна в ближней морской зоне, которые найдут или уже нашли своё отражение на навигационных морских картах».

Научный руководитель комплексной экспедиции подчеркнул, что «второй сезон позволил более качественно отработать вопросы взаимодействия сил поиска, но, что ещё более важно, изменилось отношение к комплексной экспедиции, её основным лейтмотивом стала нацеленность на практический результат».

Капитан 1 ранга Алексей Корнис также отметил, что «экспедиция стала хорошей возможностью для привлечения в Военно-Морской Флот активной и неравнодушной молодёжи, плоды работы которой будут ощущаться уже в ближайшем будущем».

Напомним, что по результатам первого сезона комплексная экспедиция Северного флота и Русского географического общества претендует на победу в Национальной премии «Хрустальный компас» в номинации «Путешествие и экспедиция». Победитель будет объявлен 8 декабря в Москве.

В 2022 году экспедиция проходила в Арктике в девять этапов с апреля по ноябрь. Поиски артефактов проходили в Баренцевом и Белом морях, в Кольском заливе и возле Териберки, а также у островов архипелага Новая Земля.

Несомненно, подобные экспедиции – уникальны. Военные моряки России успешно решают самые различные задачи, как связанные с боевой подготовкой, так и научно-исследовательского характера. И это не случайно. У нашей страны – великое прошлое. И сегодня Российская Федерация относится к числу ведущих морских держав, играющих активную роль в изучении, освоении и эксплуатации Мирового океана, который может стать источником благосостояния будущих поколений россиян. Экономика России, особенно её прибрежных регионов, тесно связана с морским транспортом, рыболовством, добычей морепродуктов, нефти и газа на шельфовых зонах.

По результатам экспедиции подготовлен итоговый отчёт и сборная карта, на которой отражены места обнаружения Северным флотом с 2013 года погибших кораблей, судов и самолётов

Мировой океан, с одной стороны, является перспективной областью экономической деятельности, с другой – важнейшим фактором геополитики, акваторией неизбежного соперничества и возможного раздела на сферы влияния. К тому же Арктика имеет для нас не только экономическое, но и огромное оборонное, геополитическое и научное значение. За счёт морского минерального сырья, нефтегазового потенциала шельфовых зон, значительная часть которых находится в Арктике, может быть создана основа гарантированного обеспечения перспективных потребностей экономики Российской Федерации в стратегических видах полезных ископаемых.

Вспоминаются строки из произведения Льва Авилкина «Записки морехода»: «Незаметно спустилась ночь. В широком небе заблестели звёзды, и на гладкой и длинной океанской волне кое-где искорками стали вспыхивать их отражения. Весь горизонт осветился лунным светом. Приняв вахту, я вышел на правое крыло ходового мостика и залюбовался чарующей красотой океанского простора. Горизонт был чист, ни огонька, и только шорох плещущейся у борта судна гладкой волны успокаивающе ласкал слух… Яркий блеск мерцающих звёзд в чистом небе и игра искр люминесценции в волне – зрелище, достойное пера большого поэта и кисти крупного живописца».

Писатель-маринист Виктор Конецкий отмечал: «Если к кораблю не относиться как к существу живому, рано или поздно он отомстит вам со всей жестокостью восставшей машины». А в книге подводника-североморца, Героя Советского Союза контр-адмирала Ивана Колышкина «В глубинах полярных морей» есть, например, такие строки: «Умение и мужество этих моряков отнюдь не носили характера исключительности. Это были естественные результаты планомерной подготовки. Ведь ещё до войны на лодках проводились многочисленные тренировки по борьбе с пожарами и заделке пробоин. В отсеках вырубали свет, пускали под давлением воду, жгли дымовые шашки, создавая обстановку, мало отличную от той, что может возникнуть в результате настоящих повреждений, полученных в бою. Борьба за живучесть входила в состав каждой курсовой задачи по боевой подготовке.

Это, конечно, не только вырабатывало у моряков определённые навыки, но и готовило их психологически к трудным испытаниям: они обретали способность побеждать в себе страх перед хлещущей в темноте водой и жарким дыханием пламени. Тренировки по борьбе за живучесть не прекращались и с наступлением войны. На бригаде был оборудован специальный бассейн и учебный отсек, в котором можно было как угодно имитировать пробоины, пуская воду под любым давлением. Такая подготовка плюс отличное знание своего корабля и вооружали подводников качествами, без которых во время тяжёлой аварии не спасти ни лодку, ни себя.

Вот и сейчас… моряки не просчитались ни в чём. Они вовремя задраили дверь, вовремя пустили воздух высокого давления, чтобы уравнять напор забортной воды, вовремя заделали пробоины, проявив находчивость и сметку. Да и все остальные действия экипажа по борьбе за живучесть были правильны от начала до конца. Это, собственно, и спасло лодку».

Ещё более трёхсот лет назад Пётр Великий понимал, что без флота Россия не сможет выйти в ранг государств, доминирующих в мировой политике, а останется на задворках европейских стран их азиатским придатком. И прошлое нашего Отечества в целом, и его флота в частности богато явлениями и событиями, которые достойны пристального внимания и осмысления. Вот, например. Первое печатное издание на татарском языке – манифест Петра I в связи с Персидским походом – увидело свет в 1722 году в походной типографии Петра I. Появление этой книги почти одновременно с русским изданием не случайно. Дело в том, что татарский письменный язык, начиная со средних веков, был дипломатическим языком общения между народами Востока и Запада. Осознавая эти качества татарской письменности, Пётр I прекрасно понимал государственную роль татарского языка.

Пётр распорядился при своей походной канцелярии создать мобильную типографию, где тексты не гравировались бы на досках, а набирались из подвижных литер и тут же распечатывались нужным тиражом. Начальником канцелярии, а заодно и походной типографии он назначил своего друга и незаменимого советника по восточным делам Дмитрия Кантемира.

Оборудование и персонал для типографии были размещены на одном из кораблей Волжской флотилии, участвовавшей в Персидском походе. Из-за отсутствия литер арабского шрифта Кантемир проявил безмерные талант и эрудицию: он сам нарисовал арабские буквы. Прикомандированный к нему пунсонный мастер изготовил по этим рисункам литеры арабицы, из которых и был набран текст императорского манифеста на трёх языках, включая татарский (а также волжский, тюрко-татарский). Там же, на корабле, он и был распечатан в июле 1722 года…

И это лишь один из уникальных фактов в славной, великой истории нашего флота. Некоторые из страниц прошлого открылись и в ходе комплексной экспедиции Северного флота и Русского географического общества.

«Красная звезда»