ФГАУ «КВЦ «Патриот»

Первый в мировой практике постоянно действующий
выставочный центр инновационного типа

ТРАНСЛЯЦИЯ

 

Новости КВЦ «Патриот»

13 октября 2022

Гидрографической службе Военно-морского флота России исполняется 195 лет

В этот день в 1827 году было создано Управление генерал-гидрографа. Первым генерал-гидрографом был назначен вице-адмирал Гавриил Андреевич Сарычев, выдающийся исследователь-океанограф, составитель многочисленных карт Берингова, Охотского и Балтийского морей.

В наши дни флотские гидрографы решают целый ряд задач: обеспечение навигационной безопасности плавания, исследование океанов и морей для корректировки навигационных карт и лоций, гидрометеорологическое обеспечение флота, ремонт и техническое обслуживание морских средств навигации и океанографии. Существенной составляющей работы флотских гидрографов является снабжение кораблей, судов, подразделений описательными материалами, картами, руководствами и пособиями.

Разведчики морских глубин успешно решают задачи по обеспечению безопасного плавания боевых кораблей и гражданских судов во всех районах Мирового океана, осуществляют масштабные научно-исследовательские походы, в том числе и кругосветные. Например, гидрографическое судно Северного флота «Ромуальд Муклевич» на днях вышло в море по планам комплексной экспедиции Северного флота и Русского географического общества «Помни войну». Судну предстоит завершить второй сезон экспедиции этапом «Териберка», а также обследовать ряд районов, которые не были изучены из-за сложных гидрометусловий при проведении этапов «Подходы к Кольскому заливу» и «Баренцево море».
В этот раз объектами поиска станут советские корабли СКР-19, СКР-31, подводная лодка М-122, транспорт «Революция», гидрографическое судно «Меридиан», суда союзников «Томас Скотт» и «Эффингам». Предстоит также обследовать ряд районов обрывов тралов и бывших немецких минных заграждений. Работы будут выполняться параллельно с изучением рельефа дна в целях картосоставления.

В текущем году на Северном флоте проходит второй этап комплексной экспедиции «Помни вой­ну». Предыдущий был завершён в прошлом году. В 2021 году экспедиция охватила Баренцево и Карское моря, к проведению поиска привлекались 12 кораблей и судов Северного флота. По итогам экспедиции было обнаружено четыре боевых корабля – предположительно советские сторожевые корабли «Пассат» и «Туман», британские эсминец «Матабеле» и корвет «Блюбелл», 12 судов, два самолёта – А-20 «Бостон» и И-153 «Чайка», три донных мины; подтверждено и уточнено местоположение 20 других кораблей и судов, среди которых советские подводные лодки К-2 и Д-3, немецкие подводные лодки U-307, U-286, U-387.
50 дней продолжался недавний поход гидрографического судна «Ромуальд Муклевич». После проведения очередного этапа гидрографических исследований в Баренцевом море судно под командованием капитана Руслана Дильмухаметова вернулось в родную базу, расположенную у мыса Мишуков в Кольском заливе. В полном объёме была выполнена программа исследований, связанная с изучением рельефа дна и полей Мирового океана в малоисследованных районах Баренцева моря. Исследовательская группа, которой руководил лейтенант Юрий Куликовский, собрала сведения, обеспечивающие приведение на уровень современности навигационных морских карт, руководств и пособий для плавания, а также провела исследования радионавигационных и спутниковых систем.
Судном были выполнены и попутные работы в рамках комплексной экспедиции Северного флота и Русского географического общества. Исследователи обнаружили два подводных объекта, не показанных на картах, один из которых точно является кораблём-мишенью. Это значит, что море стало более безопасным для ведения морского промысла.
В свою очередь, гидрографическое судно Северного флота «Горизонт» также не первый год успешно решает поставленные задачи и по праву считается одним из лучших судов Арктической океанографической экспедиции. Недавно «Горизонт» завершил очередной этап гидрографических исследований в морях Северного Ледовитого океана и вернулся в родную базу. Для экипажа капитана Виталия Хопрячкова это был уже третий поход с начала года.
Из-за сложных ледовых условий судно не в полном объёме решило задачи по исследованию дна в районах высокоширотной Арктики, но, несмотря на это, был изучен рельеф площадью около 8 тыс. кв. км. Исследовательская группа, которой руководил капитан 3 ранга Денис Бехтольд, собрала сведения, необходимые для современных навигационных морских карт, руководств и пособий для плавания, а также провела исследования радионавигационных и спутниковых систем.
Особенностями этого похода стало привлечение к работе на судне по методу «Плавучего университета» студентов трёх высших учебных заведений: Государственного университета морского и речного флота имени адмирала С.О. Макарова, Института водного транспорта имени Г.Я. Седова и впервые Российского государственного гидрометеорологического университета. Молодые специалисты получили практические навыки в выбранных профессиях, и не исключено, что в дальнейшем некоторые из них, как и их предшественники, вернутся работать в гидрографическую службу Северного флота. Сотрудничество с учебными заведениями планирует­ся продолжить.
В свою очередь, отряд судов обеспечения Тихоокеанского флота в составе спасательного судна «Игорь Белоусов» и малого гидрографического судна «Александр Рогоцкий» завершил выполнение поставленных задач в ходе подводно-исследовательской экспедиции Военно-Морского Флота и Центра подводных исследований Русского географического общества на острова Курильской гряды.
В ходе экспедиции было проведено детальное обследование донной поверхности вблизи острова Матуа с применением обитаемого подводного аппарата C-Explorer 3.11, спуски которого обеспечивал экипаж СС «Игорь Белоусов». Завершено изучение затонувшей в годы Великой Оте­чественной войны американской подводной лодки «Херринг» с детальной фото- и видеофиксацией объекта, а также проведена акция по увековечиванию памяти погибших подводников с установкой на корпусе ПЛ памятной таблички со списком экипажа.
В рамках экспедиции успешно проведены экспериментальные водолазные спуски, целью которых стала апробация технологии применения аппаратов с замкнутой схемой дыхания и электронным управлением при проведении аварийно-спасательных, подводно-технических и других водолазных работ в интересах Военно-Морского Флота. Рабочая группа ТОФ и ЦПИ РГО практическими методами определила возможность и целесообразность совмещения технологии проведения глубоководных водолазных спусков в автономном глубоководном снаряжении с использованием устройств и систем, которыми оснащены суда аварийно-спасательной службы ВМФ. Кроме того, были отработаны элементы взаимодействия в ходе водолазных работ совместно с обитаемыми и необитаемыми подводными аппаратами на глубинах более 100 метров. Совместная экспедиция судов обеспечения Тихоокеанского флота и Центра подводных исследований РГО проводилась более 20 суток.
Достойное место в структуре гидрографической службы занимает маячное хозяйство. Так, первым маяком на тихоокеанском побережье стал Петропавловский, построенный участниками Второй Камчатской экспедиции под командованием Витуса Беринга возле урочища Вауа при входе в Авачинскую губу. Сегодня он является старейшим не только на Камчатке, но и на Дальнем Востоке. Маяк сохранился не только как историческая ценность, но и как действующее средство навигационного оборудования. И это лишь один пример беззаветного служения делу береговых служб, без которых морякам не обойтись.

Из всех технических сооружений маяки, пожалуй, самые романтичные. Одинокие башни, воздвигнутые на скалах в удалённых и труднодоступных местах, вечный шум морского прибоя и острый луч света, как путеводный огонь для мореплавателей, прорезающий ночную мглу. Признаюсь: ещё в детстве, в Кольском Заполярье, мне довелось испытать эти необычные чувства. Сегодня, в гораздо зрелом возрасте, в моей душе сохранилось трогательно-романтическое отношение к маякам. Уверен, что-то похожее испытывали и испытывают большинство моряков всех времён и народов.
Первые мореплаватели, покидая сушу, ориентировались по очертаниям берегов, по форме облаков и звёздам на небе. С развитием мореходства этих естественных ориентиров становилось недостаточно, и тогда на берегах появились рукотворные путеводные звёзды – маяки. Их устанавливали на неприметных, но опасных для кораблей отмелях, на выступающих в море мысах, в проливах и при входах в гавани. Во время шторма свет маяка на горизонте воспринимался экипажем как благоволение судьбы и знак провидения, означавший близость берега и спасение.
Возникновение маяков в нашей стране связано с зарождением российского флота и, конечно, как и многое другое, с именем Петра I. Ещё в 1705 году по его указанию вдоль узкого извилистого фарватера Северной Двины были установлены лоц-бочки, закупленные в Голландии, а в устье реки соорудили огневые маяки (сооружения на берегу с установленными на них ёмкостями для горючих материалов), зажигавшиеся перед приходом с моря военных судов.
Но всё же в восемнадцатом столетии маячное дело развивалось бессистемно: государственные мая­ки содержались по остаточному принципу. Адмиралтейств-коллегия была завалена жалобами капитанов российских и иностранных судов на опасность плавания в Финском и Рижском заливах. Поэтому в 1801 году Морскому учёному комитету было поручено рассмотреть проекты улучшения маячного дела. Морской офицер Леонтий Васильевич Спафарьев одним из первых представил проект, который был рассмотрен лишь спустя четыре года.

В 1807 году император Александр I утвердил «Положение о содержании маяков и штате маячной команды». В нём, в частности, предусматривалось введение на всех маяках масляного освещения и единых штатов (один смотритель и пять – восемь служителей морского ведомства на каждом маяке), вводилась должность директора балтийских маяков.
В настоящее время в России около четырёхсот действующих маяков. Многое меняется, обновляется, совершенствуется на морских побережьях. А душа на слово маяк по-прежнему откликается приливом тепла и нежности.
А в целом военные гидрографы успешно справляются со своими профессиональными обязанностями. Активно работают экипажи и научные отряды, выполняются исследования в заданных районах Мирового океана, в том числе в дальних океанских походах.

 

Газета «Красная звезда»