ФГАУ «КВЦ «Патриот»

Первый в мировой практике постоянно действующий
выставочный центр инновационного типа

ТРАНСЛЯЦИЯ

 

Новости Минобороны

3 января 2020

Сбалансированный бюджет позволяет реализовать все планы по строительству и развитию Вооружённых Сил

На вопросы «Красной звезды» отвечает заместитель министра обороны РФ Татьяна ШЕВЦОВА.

– Татьяна Викторовна, для квалифицированных специалистов денежное вознаграждение – важный, но не единственный фактор при выборе места работы. С помощью каких дополнительных стимулов Минобороны России привлекает граждан на военную службу по контракту?

– Сейчас время стремительного развития технологий. Вооружённые Силы России в числе первых внедряют все передовые достижения науки и техники в работу. А это, в свою очередь, заставляет предъявлять соответствующие требования к претендентам на ту или иную должность.

Знание передовых технологий и умение пользоваться современным оборудованием теперь становятся неотъемлемой частью обязанностей военной службы.

Учитывая это, Минобороны России постоянно работает над увеличением уровня оплаты воинского труда. При этом мы не ограничиваемся только общим повышением денежного довольствия военнослужащих, но и оцениваем все факторы прохождения службы на каждой должности.

Мы применяем дифференцированный подход. В частности, вводятся дополнительные выплаты, стимулирующие прохождение службы на наиболее востребованных воинских специальностях.

Так, помимо общего повышения с 1 октября этого года денежного довольствия всем военнослужащим на 4,3 процента, с 1 сентября была установлена ежемесячная надбавка военнослужащим по контракту, проходящим службу на должностях водителей транспортных средств категорий С, D и СЕ – 30 процентов оклада по воинской должности. Это позволило повысить их денежное довольствие на 3,5–3,9 тысячи рублей.

Кроме того, с 1 сентября этого года была установлена ежемесячная надбавка военнослужащим по контракту, которые занимают так называемые первичные воинские должности: стрелок, снайпер, старший сапёр и многие другие. Она составляет 50 процентов оклада по воинской должности, то есть в натуральном выражении денежное довольствие каждого военнослужащего на этих должностях выросло на сумму от 5,4 до 7 тысяч рублей в месяц.

– С прошлого года была возобновлена индексация окладов военнослужащих. Что сейчас происходит с их денежным довольствием и будет ли продолжена индексация в дальнейшем?

– Вы правы, в прошлом году впервые с 2012 года были проиндексированы оклады военнослужащих. Они были увеличены на четыре процента. В октябре этого года – на 4,3 процента. В будущем году с 1 октября оклады увеличатся на три процента и в октябре 2021-го – ещё на четыре процента.

Также отмечу, что, как и в предыдущие годы, Минобороны России продолжит обеспечивать выполнение Указа Президента от 7 мая 2012 года № 604 в части поддержания денежного довольствия военнослужащих на уровне не ниже уровня оплаты труда работников организаций ведущих отраслей экономики.

– Татьяна Викторовна, помимо непосредственно оплаты труда, есть и другие условия, которые беспокоят военнослужащих и их семьи. Например, жильё. Известно, что не все обеспечены квартирами. Как Министерство обороны РФ выходит из этой ситуации?

– Действительно, в силу объективных причин Минобороны России не всегда оперативно может обеспечить военнослужащего и его семью комфортным жильём. К таковым причинам относятся, например, передислокация воинских частей, переезд к новому месту службы, сроки строительства и ряд других.

В таком случае права военнослужащего реализуются путём выплаты денежной компенсации за наём жилья. С 2016 года её размер для офицеров и прапорщиков рассчитывается исходя из количества членов семьи и средней стоимости аренды квадратного метра жилья в регионе, где проходит службу военнослужащий.

Такой подход позволяет полностью компенсировать расходы на оплату аренды квартир. Например, в Волгоградской области семья офицера, состоящая из трёх человек, может получать ежемесячно свыше 14,1 тысячи рублей на аренду квартиры. Такая же семья в Мурманской области получит уже около 19 тысяч рублей, а в Севастополе – более 21 тысячи рублей.

С 2020 года этот же принцип при определении размера денежной компенсации за наём (поднаём) жилья будет применён и в отношении военнослужащих, проходящих военную службу по контракту на должностях солдат, сержантов, матросов и старшин Вооружённых Сил. По инициативе Минобороны России соответствующее постановление Правительства Российской Федерации подписано премьер-министром Дмитрием Медведевым 16 декабря 2019 года.

– Внимание командования к нуждам действующих военнослужащих понятно – от этого во многом зависит, как они будут выполнять свои обязанности. А как у них обстоят дела после окончания службы, по выходе на военную пенсию?

– С точки зрения финансового обеспечения военные пенсионеры, образно говоря, остаются в рядах Вооружённых Сил – несмотря на фактическое увольнение с военной службы.

Неслучайно расчёт пенсии для военных пенсионеров всегда производится от действующих в настоящее время окладов денежного содержания – в этом их отличие от гражданских пенсий. И по мере того как индексируется денежное довольствие действующих военнослужащих, пропорционально растёт и размер выплат отставникам, как это произошло и в нынешнем году.

Общее повышение военных пенсий в 2019 году составило 6,3–4,3 процента за счёт повышения денежного довольствия и плюс ещё два процента сверх уровня инфляции в соответствии с Указом Президента Российской Федерации № 604 от 7 мая 2012 года. Как вы, наверное, знаете, в этом документе есть такой пункт: «ежегодное увеличение пенсий гражданам, уволенным с военной службы, не менее чем на два процента сверх уровня инфляции».

Кроме того, в канун празднования Дня Победы в этом году по инициативе Минобороны России был принят федеральный закон, предусматривающий повышение пенсий военным пенсионерам – участникам Великой Отечественной войны, проходившим службу в действующей армии. Пенсия каждого нашего фронтовика увеличилась примерно на 10 тысяч рублей в месяц.

– Сейчас в стране проходит реформа пенсионной системы. Ждут ли какие-то изменения действующих военнослужащих и военных пенсионеров?

– На данном этапе никаких решений не принималось. Пенсию мы по-прежнему выплачиваем в привязке к денежному довольствию военнослужащего, а получать ведомственную пенсию сейчас имеют право военно­служащие с выслугой 20 и более лет в льготном исчислении. При этом законом предусмотрены ситуации, несколько сокращающие этот срок.

Также отмечу, что по нашей инициативе ещё в марте 2014 года были приняты поправки в Закон «О воинской обязанности и военной службе» касательно предельного возраста пребывания на военной службе.

Так, генералам армии и адмиралам флота, генерал-полковникам и адмиралам разрешили служить не до 60 лет, как это было прежде, а до 65, генерал-лейтенантам и вице-адмиралам, генерал-майорам и контр-адмиралам до 60 лет. На пять лет больше – до 55 лет – теперь могут служить полковники и капитаны 1 ранга. Для всех остальных военнослужащих, в том числе солдат и сержантов-контрактников прохождение службы возможно до 50 лет.

– Татьяна Викторовна, реализация Госпрограммы вооружения на 2018–2027 годы предусматривает очень серьёзные бюджетные вливания. Насколько эффективно расходуются эти средства? Как работает система мониторинга гособоронзаказа и насколько она эффективна?

– Межведомственная система контроля за расчётами по гособоронзаказу функционирует с 2015 года и показала себя как эффективный инструмент профилактики нецелевого использования бюджетных средств, направляемых на нужды обороны.

Один из важнейших показателей этой системы – прозрачность расчётов для государственного органа, являющегося заказчиком той или иной продукции. Чтобы её обеспечить, обязательным условием является использование отдельных счетов, открываемых в уполномоченном банке для каждого госконтракта и связанных с ним контрактов.

Затем уполномоченные банки осуществляют сопровождение и мониторинг расчётов по всем контрактам. Одновременно с этим они контролируют введённые законом ограничения по совершению таких высокорискованных операций, как: приобретение ценных бумаг, выдача займов, покупка валюты, взносы в уставной капитал и другие. Если эти ограничения не соблюдаются, то уполномоченный банк приостанавливает операции по отдельному счёту или отказывает в перечислении денежных средств по распоряжению предприятия.

Для сбора всей информации о каждом открытом счёте и каждом проведённом платеже специально была создана Единая информационная система гособоронзаказа. Эта система является основным инструментом госконтроля за расходованием средств, выделяемых из федерального бюджета.

Благодаря этому госзаказчик имеет возможность получать полную и достоверную информацию о том, как работает каждый бюджетный рубль, выделенный на гособоронзаказ. А прозрачность движения денежных средств способствует своевременному и оперативному выявлению проблем, несущих в себе риски ненадлежащего исполнения госконтрактов, что, в свою очередь, позволяет оперативно принимать необходимые управленческие решения.

Более четырёх лет работы позволяют сказать, что это самая эффективная система контроля гособоронзаказа. При этом для Минобороны России не только важно знать, как расходуются бюджетные денежные средства, но и понимать, насколько корректно сформирована цена продукции, почему порой её стоимость увеличивается в несколько раз, каковы обоснования.

Для решения этой задачи реализован целый комплекс мер, обеспечивающих дальнейшее развитие системы контроля за исполнением гособоронзаказа. Разработана методика ведения предприятиями ОПК раздельного учёта финансово-хозяйственной деятельности, сформировано необходимое правовое поле для её реализации.

Внедрение такой системы учёта позволяет осуществлять более полный контроль за использованием бюджетных ассигнований.

– Какие дополнительные мероприятия с использованием внутренних резервов ведомства проводятся в целях повышения эффективности расходования бюджетных средств, выделенных Минобороны России?

– В 2014 году по поручению министра обороны Российской Федерации мы провели анализ основных расходов ведомства с целью их оптимизации, по итогам которого была сформирована программа «Эффективная армия».

Основная задача программы – максимально повысить эффективность расходования бюджетных средств. В рамках проектов программы, охватывающих практически все аспекты деятельности армии, внедряются новые технические, организационные, технологические решения, обеспечивающие экономический эффект от расходования бюджетных средств.

Так, за счёт разработки каталога проектов повторного применения по объектам инфраструктуры Минобороны России нам удалось снизить стоимость строительства. Установка счётчиков учёта воды, электроэнергии во всех воинских частях и организациях Минобороны России также позволила ежегодно экономить значительную часть бюджетных средств. Благодаря внедрению новых решений нам удалось усовершенствовать систему учёта недвижимого имущества и материальных средств Вооружённых Сил.

И это далеко не все направления, по которым осуществляется реализация программы.

– Татьяна Викторовна, за последние три года доля военного бюджета от ВВП снизилась. С чем это связано?

– Да, сравнительный анализ расходов военного бюджета показывает, что доля расходов от ВВП, достигнутая в 2017 году, в последующие годы не возрастает, а имеет незначительную тенденцию к снижению.

Увеличение оборонных расходов в предыдущие годы было обусловлено комплексным перевооружением армии, переоснащением Вооружённых Сил новыми образцами вооружения и военной техники.

Сейчас этот пик пройден, параметры бюджета на 2020–2022 годы учитывают утверждённые Президентом России показатели Государственной программы вооружения на 2018–2027 годы, что позволит уже в плановом порядке продолжить поставки современного вооружения и военной техники в войска, а также ежегодно проводить индексацию выплат личному составу Вооружённых Сил.

– Как происходит процесс утверждения армейского бюджета и что при этом учитывается? Как он распределяется?

– Процесс формирования, утверждения и исполнения армейского бюджета происходит в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации. При формировании военного бюджета учитываются принятые решения по реализации Плана строительства и развития Вооружённых Сил, утверждаемого Верховным Главнокомандующим Вооружёнными Силами.

Министерство обороны РФ совместно с Минфином России ежегодно проводит большую работу по определению оптимальных параметров расходов на оборону. Завершена работа по внедрению нормативного метода формирования военного бюджета, исходя из объёма финансирования, необходимого для выполнения возложенных на Вооружённые Силы задач.

Структура бюджета Министерства обороны РФ существенно не изменилась по сравнению с прошлыми периодами. Около половины расходов идут на оснащение Вооружённых Сил новыми образцами техники и вооружения, строительство инфраструктуры, а вторая половина расходов примерно в равных долях распределена на материально-техническое обеспечение армии и флота и выполнение социальных обязательств перед военнослужащими, обеспечение их всеми видами довольствия, а также перед гражданским персоналом.

Основной задачей при планировании расходов на оборону мы видим принятие сбалансированного бюджета, позволяющего реализовать все планы по строительству и развитию Вооружённых Сил.

– 7 мая 2018 года Президент России Владимир Путин подписал Указ «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года». Какой видит Министерство обороны РФ свою роль в этом крайне важном процессе?

– Мы убеждены, что достижение национальных целей развития Российской Федерации не может быть в полной мере реализовано без привлечения потенциала Вооружённых Сил и интеграции в национальные проекты мероприятий ведомства.

В Вооружённых Силах сконцентрирована значительная часть человеческого, интеллектуального, культурного и научного потенциала страны. Численность военнослужащих, гражданского персонала, членов их семей, а также военных пенсионеров превышает 6 млн человек.

Разветвлённая сеть воинских частей и учреждений ведомства охватывает всю территорию страны, зачастую являясь градообразующей и формирующей городскую среду, а её коммунальная и иная инфраструктура, как правило, задействована в обеспечении муниципальных объектов.

В нашем ведении находится обширная транспортная система, автомобильные и железные дороги, объекты авиационной и морской инфраструктуры.

В наиболее крупных местах дислокации военнослужащих сосредоточено более 70 медицинских, 230 образовательных и научных учреждений, 185 – только крупных учреждений культуры (музеи, дома офицеров, театры, ансамбли и прочие).

В 2019 году Министерство обороны РФ приняло участие в таких национальных проектах, как «Цифровая экономика», «Безопасные и качественные автомобильные дороги», «Здравоохранение», «Культура».

Поэтому, учитывая наш потенциал, в 2020 году работа по интеграции мероприятий ведомства в национальные проекты в области экологии, науки, повышения уровня жизни, образования, безусловно, будет продолжена.

 

Евгений Подзоров, «Красная звезда»