ФГАУ «КВЦ «Патриот»

Постоянно действующий многопрофильный
конгрессно-выставочный центр

ТРАНСЛЯЦИЯ

 

Новости отрасли

8 февраля 2018

Надежные купола для БМД-4М

Десантирование боевой техники Воздушно-десантных войск на поражающей своими размерами многокупольной системе (МКС) - само по себе зрелище великолепное. А уж когда с небес спускается модернизированная парашютная бесплатформенная система «Бахча-У-ПДС», разработанная специально для десантирования БМД-4М, то вид 11 куполов (каждый диаметром 350 квадратных метров!) - это уже кадры для блокбастеров мирового уровня. Словно бы огромный букет ромашек летит к земле, под которым, будто букашка на ниточке, висит боевая машина десанта...

Долгая дорога в небо

Впрочем, самим десантникам не до лирики и не до эстетики - вся эта красота лишь средство доставки техники на землю. Главными критериями здесь являются безопасность и быстрота приземления, чтобы максимально исключить риск поражения в воздухе. Тем более что внутри БМД при десантировании находятся семь человек, которые буквально в считанные минуты после приземления должны быть готовы приступить к выполнению боевых задач. В буквальном смысле - с неба на землю и сразу в бой!

Десантирование техники на платформе представляет собой более длительный процесс, ведь экипажу для начала необходимо найти свою машину на площадке приземления, где разброс может составлять более километра, затем снять парашютное оборудование и лишь после этого начать движение. Использование парашютной бесплатформенной системы (ПБС) такие проблемы снимает.

«Бахча-У-ПДС» на БМД

Создание ПБС было начато еще в 1983 году, и тогда же стартовали опытно-конструкторские работы (ОКР) по созданию боевой машины десанта нового поколения. ОКР по машине получили шифр «Бахча», а по средствам ее десантирования - «Бахча-СД». С той поры много воды утекло...  Легендарная БМД -1 успела модифицироваться в БМД-2, затем в БМД-3, а теперь на вооружении ВДВ России находится БМД-4М. Не стояли на месте в развитии и парашютные системы для их десантирования - перечень длинный, в котором и многокупольные системы, и парашютно-реактивные (ПРС). Но изначальная идея затормозилась на переломном начале 90-х годов прошлого века - понятно почему...

Первую серийную партию ПБС, отработанную под десантирование БМД-3, после многочисленных испытаний, проб и ошибок (были проблемы при приземлении на воду и боковом ветре) изготовили в 1990 году в количестве 10 комплектов. Возможность сброса БМД-3 с использованием ПБС со всеми семью членами расчета внутри машины была проверена в 1995 году копровым сбрасыванием - не из самолета, а имитацией удара о землю с характеристиками реального приземления. А вот первое десантирование расчета в полном составе внутри боевой машины произошло в 1998 году в ходе показных тактических учений 76-й гвардейской воздушно-десантной дивизии (ВДД). Всего было изготовлено 25 комплектов под БМД-3, а работы над усовершенствованием бесплатформенной системы продолжились.

БМД-4М

Под конкретные образцы

С появлением сейчас на вооружении Воздушно-десантных войск новой техники - БМД-4М и БТР-МДМ «Ракушка» - появились и новые требования к средствам ее десантирования. Это только непосвященному может показаться, что один парашют подходит для любого человека или для любой техники. Да, штатный парашют ВДВ России Д-10 способен доставить до земли как массовый десант «курковых» подразделений, так и музыканта с барабаном или даже войскового священника с кадилом (в ВДВ прыжки совершают все - от командующего до штабного писаря), но разведке и спецназу требуются другие средства десантирования. Например, «Арбалет» или «Лесник». Разрабатываются и новые парашюты для личного состава - на подходе Д-12 «Листик», начаты разработки Д-14 «Шелест». Такая же ситуация и с десантированием техники - под каждый объект требуется своя система.«Бахча-У-ПДС» подстроена именно под БМД-4М и БТР-МДМ «Ракушка». Она состоит из подвесной, амортизационной и парашютной систем с уже упомянутыми 11 блоками основных парашютов площадью 350 квадратных метров каждый (для сравнения - у Д-10 площадь 100 «квадратов» и возможность десантировать 140-150 килограммов груза). Инновационным решением при создании средств десантирования техники стал принцип «принудительного наддува», который гарантированно позволяет наполнить амортизационную систему воздухом и обеспечить снижение перегрузок при приземлении до приемлемых значений. Это дает возможность экипажу приступить к выполнению боевых задач сразу же после приземления.

БМД-4М после приземления

Дополнительную безопасность обеспечивают и специальные сидения внутри боевой машины, которые смягчают удар при приземлении. Время от выброски боевой машины из самолета до соприкосновения с землей составляет всего 40 секунд (для сравнения - десантник с высоты в 800 метров спускается за 3 минуты).

БМД-2 весит 7 тонн, а БМД-4М – 14,2 тонны. Поэтому в новой парашютной системе мощнее узлы амортизирующей системы, больше парашютов, но динамические характеристики десантирования - примерно в одном диапазоне. Есть возможность их менять в зависимости от погоды и загруженности БМД-4М. Предыдущая парашютная система «Шельф» обеспечивала минимальную высоту десантирования 500 метров, в «Бахче-У-ПДС» минимальная высота десантирования составляет 400 метров.

Испытана ветрами

Испытания новой ПБС были проведены на полигонах 76-й ВДД в Псковской области. Парашютную систему также испытывали в условиях высокогорья, равнины, при высокой влажности, различных потоках ветра и разных температурных условиях. Десантирование БМД-4М и БТР-МДМ на парашютной системе «Бахча-У-ПДС» выполнялось в Рязанской, Астраханской, Омской областях, в Краснодарском крае и в Крыму. Везде результаты были успешными. Предполагается, что уже в 2018 году она может поступить на вооружение соединений и войсковых частей ВДВ России.

Еженедельник ТРК «Звезда»