ФГАУ «КВЦ «Патриот»

Первый в мировой практике постоянно действующий
выставочный центр инновационного типа

ТРАНСЛЯЦИЯ

 

Новости Минобороны

3 января 2018

Важнейшие события оборонно-промышленного комплекса 2017 года

О новейшей модификации «Ночного охотника», модернизированном бомбардировщике Ту-160, подводных лодках «Князь Владимир» и «Казань» и других ключевых событиях в оборонно-промышленном комлпексе России - в материале сайта телеканала «Звезда».

Уходящий 2017 год оказался богатым на события в жизни оборонно-промышленного комплекса России. Они отражают суть происходящих процессов, а именно как целенаправленными усилиями высшего политического руководства восстанавливается способность отечественной оборонки выпускать передовые образцы сложной военной техники, по своему технологическому уровню не уступающие, а порой и превосходящие лучшие мировые аналоги. Поступление на испытания, начало серийного выпуска, поставка в войска и на экспорт новейших и модернизированных боевых комплексов свидетельствуют о качественных сдвигах в деле укрепления обороноспособности России, ее союзников и партнеров по военно-техническому сотрудничеству.

Прежде всего, из всех важных событий выделим те, что связаны с силами ядерного сдерживания. Главное – ноябрьский спуск на воду атомного подводного крейсера стратегического назначения «Князь Владимир», головного корабля проекта 955А «Борей-А» разработки ЦКБ МТ «Рубин». Субмарина вооружена 16 межконтинентальными баллистическими ракетами «Булава-30» с разделяющимися головными частями и отличается от ранее построенных трех АПКР проекта 955 «Борей» («Юрий Долгорукий», «Александр Невский» и «Владимир Мономах») целым рядом улучшений, включая повышенный уровень скрытности. Отметим, что «Князь Владимир» – единственная субмарина, в церемонии закладки которой (2012 год) принимал участие действующий президент и Верховный главнокомандующий Вооруженными Силами Российской Федерации Владимир Владимирович Путин.

Кроме того, в уходящем году промышленность завершила строительство еще одной атомной подводной лодки проекта 885М «Ясень-М». Равно как и «Князь Владимир», эта субмарина построена на ПО «Севмаш» в Северодвинске, но по чертежам другого конструкторского бюро – СПМБМ «Малахит». Многоцелевые АПЛ семейства «Ясень» оснащаются универсальными вертикальными пусковыми установками (УВПУ), допускающими размещение не одного, а нескольких типов разнокалиберных крылатых ракет («Калибр», «Оникс» и других), что выделяет их среди АПЛ предыдущих поколений и иностранных аналогов. Ракеты могут комплектоваться как специальными, так и обычными боевыми частями, что позволяет использовать многоцелевые субмарины не только в случае атомной войны супердержав, но и в локальных конфликтах. Спуск «Казани» состоялся 31 марта, в настоящее время она проходит испытания. По их завершении корабль войдет в состав ВМФ России, дополнив принятую три года назад АПЛ «Северодвинск» более раннего проекта 885 «Ясень».

Третьим заметным событием по линии сил ядерного сдерживания стала выкатка прототипа бомбардировщика-ракетоносца с крылом изменяемой геометрии Ту-160М2.Она состоялась 16 ноября на Казанском АПО в присутствии командующего дальней авиацией Воздушно-космических сил России. «Этот самолет – первый произведенный в рамках программы воспроизводства стратегического бомбардировщика», – пояснил генерал-лейтенант Сергей Кобылаш. Общее число собранных самолетов типа Ту-160 достигло 36, включая один планер, который использовался для проведения наземных испытаний. Самая первая машина семейства отправилась в полет в далеком 1981 году, но по сей день Ту-160 остается крупнейшим в мире боевым самолетом, когда-либо строившимся серийно. Максимальная взлетная масса бомбардировщика составляет 275 тонн, включая 110 тонн веса конструкции, остальное – топливо и вооружение. Для Ту-160М2 разрабатывается улучшенный комплект авионики и бортовых систем (обновление – свыше 60%), а в состав силовой установки войдут четыре доработанных двигателя НК-32-02, постановка серийного выпуска которых идет на предприятиях самарского кластера Объединенной двигателестроительной корпорации.

Ракетоносцы Ту-160 входят в состав воздушного компонента ядерной триады, действия которой обеспечиваются парком самолетов-заправщиков семейства Ил-78. Взаимодействуя с «воздушными танкерами», стратегические бомбардировщики приобретают практически неограниченную дальность полета и способность наносить не только ракетные, но и бомбовые удары по целям в любой точке на поверхности планеты Земля. В этой связи особую значимость приобретает перекатка из сборочного цеха на летно-испытательную станцию опытного экземпляра тяжелого воздушного заправщика Ил-78М-90А, вмещающего 126 тонн авиационного керосина. Крылатая машина построена ульяновским заводом «Авиастар-СП», крупнейшим центром авиастроения на европейском континенте, размеры производственных площадей которого занимают 4,5 миллиона квадратных метров.

Когда-то здесь трудились 36 тысяч человек, сегодня – порядка десяти тысяч, но масштабная программа технического перевооружения предприятия, стартовавшая семь лет назад, призвана довести выпуск авиатехники до значений позднего советского периода. Основная загрузка предприятия идет по линии Министерства обороны России; выполняется контракт на производство 39 тяжелых военно-транспортных самолетов Ил-76МД-90А и обсуждается «предварительный заказ» на 30 заправщиков Ил-78М-90А на единой платформе. Кроме того, на ней базируется и самолет дальнего радиолокационного наблюдения и управления А-100, первый прототип которого поднялся в небо 18 ноября. Оснащение «зеленого» самолета, собранного и облетанного на «Авиастаре», проводилось на площадке другого предприятия Объединенной авиастроительной корпорации – Таганрогского авиационного научно-технического комплекса имени Г. М. Бериева.

 

Большим достижением для ОАК стал подъем 28 мая прототипа магистрального авиалайнера следующего поколения МС-21. А 17 октября машина совершила шестичасовой перелет с аэродрома Иркутского авиазавода в подмосковный Жуковский, без посадки покрыв расстояние около 4,5 тысячи километров. На основе базовой модели МС-21-300 создается семейство самолетов вместимостью от 163 до 211 пассажиров, которое призвано восстановить присутствие России на глобальном рынке авиатехники для коммерческих авиакомпаний.

Конкурентоспособность МС-21 обеспечивается в том числе и более широким использованием композиционных материалов для лучшей весовой отдачи планера. Их доля в весе конструкции увеличится с 18% для самолета предыдущего поколения Ту-204 почти до 40%. Недавно пришло сообщение, что образец кессона крыла МС-21, выполненный из полимерных композиционных материалов, выдержал прочностные испытания в лабораториях ЦАГИ на случай «изгиба вверх». Это подтверждает правильность решения о применении новейших технологий изготовления длинномерных несущих элементов планера из КМ методом инфузии. МС-21 стал первым в мире магистральным авиалайнером, где нашли место столь прогрессивные производственные процессы.

Среди других заметных событий отметим первые полеты опытного истребителя Су-57 с новейшими двигателями тип 30, летающей лаборатории Ил-76ЛЛ с турбовинтовым мотором ТВ7-117СТ и вертолета Ка-62 в классе взлетной массы 6,5 тонны. На аэрокосмическом салоне МАКС-2017 многочисленная публика впервые наблюдала ежедневные полеты учебно-тренировочного самолета СР-10 с крылом обратной стреловидности.

Интересными новостями по авиационной линии стали: размещение первого иностранного заказа на «Ансат» (китайской фирмы) и поставка винтокрылых машин данного типа в рамках государственной программы, а также отправка в войска первых учебно-боевых вертолетов Ми-28УБ. Создатели беспилотной техники порадовали публичной демонстрацией первого российского ДПЛА класса MALE «Орион», полномасштабный образец которого выставлялся на МАКС-2017 и «Армии-2017». Отметим также начало огневых испытаний ударных ракет BrahMos-A (вариант с воздушным стартом) и «Циркон».

Несмотря на существенный рост объемов государственного оборонного заказа за последнее десятилетие, иностранные контракты сохраняют свое значение для оборонно-промышленного комплекса, особенно в свете обменного курса рубля к твердым валютам после 2013 года. По линии экспорта большое значение имеют продолжающиеся поставки Су-35С в Китай, облет и подготовка к передаче арабскому заказчику МиГ-29М2.

По линии ВТС важные новости пришли о переводе авансовых платежей и начале исполнения контракта с Турцией по выпуску зенитно-ракетных комплексов С-400. К Китаю и Индии, ранее объявившим о решении закупить подобные системы, присоединилась и Саудовская Аравия. В сентябре 2017 года стало известно о желании Эр-Рияда заключить с Москвой оружейные контракты на общую сумму свыше трех миллиардов долларов. Через месяц в Кремле принимали короля Сальмана бен Абдель-Азиза Аль Сауда, и 81-летний монарх лично присутствовал на церемониях подписания значимых сделок. Фактически положено начало военно-технического сотрудничества между Россией и Саудовской Аравией.

Обнадеживающие вести приходят из Индии о намерениях нашего традиционного партнера и далее вести лицензионный выпуск российской бронетехники (Т-90С/МС, БМП-2) на заводе Heavy Vehicles Factory в Авади и рассмотреть «Амур-1650» в качестве основного кандидата во вновь открытом международном тендере Project 75i на шесть дизель-электрических подводных лодок. В ответ высокопоставленные представители российской судостроительной промышленности сообщили о завершении в этом году основных эксплуатационных испытаний головной субмарины проекта 677 «Лада» ДЭПЛ «Санкт-Петербург», активизации достройки еще двух корпусов – «Кронштадт» и «Великие Луки», а министерства обороны РФ – о скором подписании контрактов еще на пару таких лодок.

Между тем вслед за введением крайней, шестой ДЭПЛ проекта 636.3 в состав Черноморского флота этим летом «Адмиралтейские верфи» заявили о начале строительства второй серии из шести улучшенных кораблей для моряков-тихоокеанцев. По линии ВТС в начале года Вьетнам принял HQ-187 Bà Rịa–Vũng Tàu («Вунгтау») – последнюю лодку проекта 636.1 из шести заказанных. Весной-летом на воду была спущена пара аналогичных кораблей для Алжира, что повысило число построенных кораблей проекта 636 до 26.

Помимо Индии, новые танки Т-90МС российской сборки решили закупить Вьетнам и два арабских государства Персидского залива, что, безусловно, стало хорошей новостью для «Уралвагонзавода» и его смежников. Другим приятным известием уходящего года стала информация о закупках довольно значительного числа модернизированных Т-72Б3 с силовой установкой повышенной мощности, а также БМПД «Терминатор», по линии ГОЗ.

Эти и многие другие типы бронированной техники были продемонстрированы в ходе Международного военно-технического форума «Армия-2017» (22–27 августа). Особенно эффектно прошли динамические показы со стрельбой по мишеням на полигоне Алабино. Третье в ряду подобных мероприятий, проводимых Министерством обороны Российской Федерации, «Армия-2017» отметилась лучшей организацией и существенным ростом экспозиционной площади, особенно в выставочных павильонах и демонстрационных залах КВЦ «Патриот», что повысило привлекательность форума для промышленности и привлекло больше деловых посетителей. Постепенно и уверенно «Армия» выходит на первое место среди отечественных площадок, где демонстрируются вооружение и военная техника, и занимает видное место в международном расписании выставок.

Многие экспонаты, выставленные на «Армии-2017» под обозначением «экспериментальные», имеют хорошие шансы стать серийной продукцией, прописанной в новой редакции Государственной программы вооружений, подготовка которой подходит к завершению. Так что и приближающийся 2018 год тоже обещает быть богатым на события.

 

Владимир Карнозов, сайт телеканала «Звезда»