ФГАУ «КВЦ «Патриот»

Первый в мировой практике постоянно действующий
выставочный центр инновационного типа

ТРАНСЛЯЦИЯ

 

Новости Минобороны

19 декабря 2017

Георгий Форсов: «Площадка КВЦ «Патриот» для нас очень удобна, на ней мы можем разместить всю свою целевую аудиторию»

На прошлой неделе в Торгово-промышленной палате прошла XI ежегодная торжественная церемония подведения итогов проекта «Национальный рейтинг прозрачности закупок». По итогам 2017 года Департамент государственных закупок Министерства обороны России был удостоен награды «Гарантированная прозрачность». О полученной награде, успехах, планах на будущее и многом другом обозревателю «Красной звезды» рассказал руководитель Департамента госзакупок Минобороны Георгий Форсов.

– Георгий Львович, расскажите о проекте, за который военное ведомство получило награду.

– «Национальный рейтинг прозрачности закупок» – это независимый негосударственный проект с ежегодным подведением итогов исследования уровня прозрачности осуществления закупок. Он проходит с 2006 года, и его цель – получение полноценной картины состояния экономики, характеризуемой структурой и объёмом рынка заказа, показателями прозрачности процедур, степенью конкурентности закупок и экономической эффективностью затрат участников рынка.

Рейтинг разделён на пять секций участников по типу осуществления размещения заказов: государственных, региональных, муниципальных, корпоративных и коммерческих заказчиков. В нынешнем рейтинге участвовали более 400 заказчиков всех уровней, в том числе 69 крупнейших государственных закупщиков федерального уровня и 85 субъектов Российской Федерации.

В каждой секции проходит рейтингование участников по пяти уровням прозрачности: гарантированная, высокая, средняя, базовая и низкая прозрачность.

В качестве квалифицированного специалиста-аналитика в проекте работает независимое исследовательское учреждение «Национальная ассоциация участников электронной торговли» (НАУЭТ), которая считается признанным экспертом в области экономического, информационного, правового анализа закупочной деятельности посредством сети Интернет и коммуникационных технологий. В качестве источников, данных для проведения исследования, НАУЭТ использует Единую информационную систему (ЕИС) в сфере закупок, официальные сайты заказчиков и анкеты, заполняемые непосредственно участниками.

Нам особенно приятно было получить этот приз, потому что Торгово-промышленная палата и НАУЭТ абсолютно не заинтересованы в том, кто какое место займёт в рейтинге. Они выработали свою методику оценки и придерживаются её, невзирая на ранги.

– Как удалось ведомству, значительная часть закупок которого осуществляется посредством проведения закрытых процедур, попасть в число лидеров рейтинга?

– Торгово-промышленная палата и её эксперты имеют необходимый доступ к информации о закупках Минобороны России, содержащейся в открытых источниках, на основании которых формируется рейтинг. Для попадания в число лидеров рейтинга, на мой взгляд, необходимо полностью соблюдать законодательство России о контрактной системе в сфере закупок, а проводимые закупки должны быть максимально эффективными, экономически выгодными и доступными для участников закупок.

У заказчика и участников закупок в силу запрета на ведение прямых переговоров с потенциальными поставщиками, подрядчиками или исполнителями имеется только одна возможность качественного обеспечения федеральных нужд - качественная подготовка документации Минобороны о закупках и инструкции по заполнению заявок участниками, а со стороны участников закупок – чёткое следование требованиям этих инструкций.

– Почему Минобороны в «Национальном рейтинге прозрачности закупок» появилось не так давно, хотя проводится он с 2006 года?

– Дело в том, что до 2015 года за размещение, заключение и оплату государственных контрактов в рамках государственного оборонного заказа и для нужд Вооружённых Сил России отвечали Департамент размещения государственного заказа Минобороны и Федеральное агентство по поставкам вооружения, военной, специальной техники и материальных средств. При этом Федеральное агентство вело закупки как в интересах Минобороны, так и нескольких других федеральных органов исполнительной власти.

Таким образом, до 2015 года результаты мониторинга рынка закупок непосредственно для нужд Минобороны в силу объективных обстоятельств были несколько размыты и не совсем достоверны.

Начиная с 2015 года функции по осуществлению планирования закупок товаров (работ, услуг), организации и проведению определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) товаров (работ, услуг) конкурентными способами по государственному оборонному заказу и для обеспечения нужд Вооружённых Сил были переданы нашему департаменту.

Департамент государственных закупок  Минобороны удачно вписался в современную действительность и успешно решает стоящие перед ним задачи

– Как за эти годы изменилась позиция Минобороны в рейтинге?

– По оценкам экспертов, в 2015 году позиция Минобороны соответствовала уровню «Высокая прозрачность». Через год военное ведомство стало одним из лидеров рейтинга с наивысшей оценкой «Гарантированная прозрачность». В этом году подтвердило своё лидерство, повторно получив такую же оценку.

– Стремительный выход ведомства в лидеры рейтинга – это результат работы, проводимой внутри департамента на предмет повышения качества подготовки документации о закупках или это свидетельство о повышении уровня квалификации самих участников закупок?

– Прежде всего это достижение совместной работы всех участников этого процесса. Что касается департамента, нами на постоянной основе проводится кропотливая методологическая работа как с органами военного управления Минобороны – заказчиками товаров, работ, услуг, так и непосредственно с потенциальными поставщиками, подрядчиками, исполнителями на предмет повышения их информированности об особенностях применения положений законодательства РФ о контрактной системе в сфере закупок. Здесь всё взаимосвязано.

– Департамент активно участвует в работе Международного военно-технического форума «Армия». На что нацелена такая работа и насколько она успешна?

– Три года подряд в рамках научно-деловой программы МВТФ «Армия» мы организуем круглые столы по тематике осуществления закупок, целью которых стало обобщение и систематизация общих подходов к осуществлению процедур закупок по государственному оборонному заказу и для обеспечения нужд Вооружённых Сил. К участию в круглых столах приглашаются как представители федеральных органов исполнительной власти России, высших учебных заведений, уполномоченных банков, организаций и учреждений, подведомственных Минобороны России, так и организаций оборонно-промышленного комплекса.

Об успехах лучше всего говорит статистика. Если в 2015 и 2016 годах круглые столы департамента посетило порядка 100–150 участников, то в 2017 году число заинтересованных возросло до 500 человек.

По нашим оценкам, хорошим дополнением к этому в 2016 и 2017 годах стали своеобразные тренировки, организованные в рамках научно-деловой программы форума. Департамент организовал и провёл деловые игры «Проведение закрытого аукциона» и «Проведение открытого конкурса». Их участники на практике ознакомились с процессом проведения закрытого аукциона и открытого конкурса.

На форумах мы увидели колоссальный интерес к нашему формату общения с потенциальными исполнителями заказов – им не хватает информированности, опыта, знаний. Учебные заведения по повышению квалификации не в полной мере справляются со своими задачами в этой области.

Кстати, площадка КВЦ «Патриот» для нас очень удобна, прежде всего тем, что на ней мы можем разместить всю свою целевую аудиторию. Прекрасно оборудованные конференц-залы позволяют проводить различные мероприятия, в том числе и презентации изменений в законодательстве по закупкам.

В ноябре этого года в Конгрессно-выставочном центре в помощь предприятиям ОПК, участвующим в закупках для Министерства обороны или планирующим такое участие, мы впервые провели конференцию на тему «Применение законодательства о контрактной системе в сфере закупок, в том числе в рамках ГОЗ. Взгляд со стороны поставщика (подрядчика, исполнителя)».

На конференции мы рассказали об ошибках, допускаемых потенциальными поставщиками (подрядчиками, исполнителями) на всех стадиях осуществления закупки, начиная от подачи заявки и заканчивая исполнением контракта.

И знаете, какой факт касательно этого мероприятия более всего удивил сотрудников департамента и меня в том числе? Не секрет, что, как правило, на мероприятия прибывает намного меньшее число делегатов по сравнению с заявленными. Здесь всё было с точностью до наоборот. На конференции присутствовало больше участников, чем мы планировали изначально. Мероприятие вначале ориентировали на представителей ОПК Москвы и Московской области. Однако нам стали звонить из городов Центрального региона с просьбами аккредитовать их представителей.

Наши мероприятия вызывают большой интерес ещё и потому, что в работе конференций и круглых столов, помимо наших сотрудников, принимают участие специалисты ФАС, Казначейства, Минфина, Минпромторга. Все они готовы ответить на вопросы участников в рамках сферы своей деятельности. На это мы отводим основное время, но даже его не хватает.

В прошлом году проводимая нами конференция вместо запланированных трёх часов шла восемь часов. В этом году чуть меньше, примерно шесть часов. И основную долю в этом хронометраже составляют ответы на вопросы людей, которые приехали на мероприятие.

Мы надеемся, что в 2018 году наши участники закупок будут ещё лучше разбираться в требованиях заказчиков, а эффективность и результативность закупок по сравнению текущим годом продолжат свой поступательный рост.

– Как известно, главные спутники успеха – трудности. Или в возглавляемом вами департаменте нет проблем?

– Как же без них? Проблемы имеются, но мы с ними справляемся, хотя не всегда так быстро, как нам того бы хотелось. На сегодняшний день наша основная проблема связана с кадрами. В департаменте работают высококлассные специалисты. Они востребованы не только у нас. Мы отмечаем, что в Московском регионе увеличивается число структур, делающих нашим сотрудникам предложения о работе, более привлекательной в финансовом плане.

В вопросе подготовки кадров придерживаемся правила, что кадры надо воспитывать самим. Ставку делаем на наставничество. Когда опытный сотрудник в ходе выполнения практической работы, на конкретных делах и примерах готовит молодого коллегу, то результат намного лучше, чем от теоретических занятий. Наладили контакты с ведущими вузами Москвы, проводим на нашей базе стажировки студентов, отбираем для дальнейшей работы в департаменте.

Газета «Красная звезда»